Обзор с 1 ноября по 1 декабря 2015 года

02 декабря 2015

Уважаемые коллеги, представляем вашему вниманию обзор законодательства с 1 ноября по 1 декабря 2015 года


1. Письмо Минобрнауки России от 23.11.2015 N ЕТ-1346 «Об обновлении версии онлайн-сервиса "ЭГЭ и ОГЭ тестирование»

    На сайте russiaedu.ru/tests/ можно проверить уровень знаний при подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
    Сервис реализован на основе демонстрационных вариантов контрольно-измерительных материалов, разработанных ФГБНУ "Федеральный институт педагогических измерений" для экзаменационной кампании 2016 года. Данные материалы максимально точно воспроизводят условия проведения испытаний, дают возможность любому заинтересованному лицу составить представление о структуре и содержании экзаменационных заданий, количестве, форме, уровне сложности и методике оценки результатов их прохождения.

2. Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239 "Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития"

    Выявлением детей, проявивших выдающиеся способности, их сопровождением и мониторингом их дальнейшего развития будут заниматься государственные органы всех уровней, а также общественные и иные организации.
    Выявление одаренных детей осуществляется посредством проведения олимпиад и иных интеллектуальных или творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.
    Минобрнауки России до 1 июня текущего года утверждает перечень мероприятий на очередной учебный год, формируемый на основании данных, представленных заинтересованными федеральными государственными органами в установленной сфере деятельности и публикует его на своем сайте в течение 10 дней со дня его утверждения. Среди критериев, которым должны соответствовать такие мероприятия:
    - наличие утвержденного организатором мероприятия положения (регламента) о мероприятии;
    - проведение мероприятия в течение не менее 2 предшествующих лет;
    - наличие у организатора мероприятия официального сайта, на котором в том числе размещена информация о мероприятии;
    - освещение проведения мероприятия, в том числе итогов его проведения, в СМИ и Интернете.
    По итогам мероприятий организаторы направляют до 20 июля текущего года информацию об одаренных детях, являющихся их победителями и призерами, в организацию, определенную в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок, которая формирует обобщенные сведения об одаренных детях и до 1 августа размещает их в государственном информационном ресурсе об одаренных детях. Такая информация также направляется руководителям образовательных организаций, в которых одаренные дети получают образование, для формирования их портфолио и организации дальнейшей поддержки и сопровождения этих одаренных детей.
    Поддержка и сопровождение развития одаренных детей осуществляется организаторами мероприятий при участии образовательных организаций, в частности, в следующих формах:
    - обеспечение индивидуальной работы с одаренными детьми по формированию и развитию их познавательных интересов, в том числе тьюторской и (или) тренерской поддержки;
    - профессиональная ориентация одаренных детей посредством повышения их мотивации к трудовой деятельности по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, востребованным на рынке труда;
    - содействие в трудоустройстве после окончания обучения;
    - психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.

3. Письмо Минобрнауки России от 25.02.2015 N 08-ПГ-МОН-1993 "О направлении обращения"

    Общеобразовательные учреждения обязаны получать в установленном порядке согласие учащихся на обработку их персональных данных.
Как отмечает Минобрнауки России, это необходимо в том числе для внесения информации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.
    В случае непредставления согласия на обработку персональных данных образовательным учреждением у обучающегося может возникнуть риск неполучения части образовательных услуг, например, неполучения документа об образовании, так как для заполнения обязательных полей указанных документов требуются персональные данные.
    Также сообщается о недопустимости требовать в качестве основания для приема детей в образовательное учреждение документы, не перечисленные в пункте 12 Приказа Минобрнауки России от 15.02.2012 N 107, в том числе номер СНИЛС.

4. Письмо Минобрнауки России от 09.09.2015 N ВК-2227/08 "О недопущении незаконных сборов денежных средств"

    Минобрнауки России напоминает о незаконности установления и взимания платы за образовательные услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований.
    Сообщается, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" родители (законные представители) учащихся общеобразовательных организаций вправе индивидуально или объединившись осуществлять пожертвования общеобразовательной организации, в том числе вносить благотворительные взносы, исключительно на добровольной основе.
    Органы государственной власти субъекта РФ, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере образования, обязаны реагировать на сообщения граждан о незаконных сборах денежных средств с родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций, проводить проверки по данным сообщениям и в рамках компетенции принимать исчерпывающие меры по пресечению и недопущению в дальнейшем незаконных действий.

5. Письмо Минобрнауки России от 15.10.2015 N 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций»

    Минобрнауки России даны разъяснения о режиме рабочего времени педагогических работников.
    Сообщается в частности, что объем учебной (преподавательской) работы каждого педагогического работника:
    - равен норме часов, установленной за ставку заработной платы;
    - с письменного согласия педагогического работника может составлять менее или более такой нормы, что пропорционально уменьшает или увеличивает его рабочее время и размер оплаты труда.
    В трудовой договор педагогического работника вносится фактически установленный объем учебной нагрузки (педагогической работы).
    Установление учителю или педагогу дополнительного образования продолжительности рабочего времени 36 часов в неделю, то есть сверх фактического объема учебной нагрузки (педагогической работы), являющегося нормируемой частью их рабочего времени, является неправомерным.
    Положение об установлении на учебный год соотношения учебной нагрузки педагогических работников и другой деятельности может распространяться только на педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу.

6. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786 "О рабочих программах учебных предметов"

    Для снижения административной нагрузки педагогических работников школ Минобрнауки России планирует смягчить требования к рабочим программам учебных предметов.
    В соответствии с подготовленными изменениями, основными элементами рабочей программы учебного предмета будут являться:
    - планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
    - содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;
    - календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
    Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов.
    Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников, в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.
    До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий.

7. Распоряжение Правительства РФ от 23.10.2015 N 2145-р "О программе "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы"

    К 2025 году во всех общеобразовательных организациях предусматривается введение односменного режима обучения для всех классов.
    Утверждена программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы, целью которой является создание в субъектах РФ новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными требованиями к условиям обучения.
    Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа.
    На I этапе - 2016 - 2020 годы - предполагается к 2018 году ликвидировать третью смену, к 2021 году перевести 1 - 4 классы и 10 - 11 (12) классы на обучение в одну смену и удержать существующий односменный режим обучения, а также начать создание новых мест для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа.
    На II этапе - 2021 - 2025 годы - к 2025 году планируется перевести 100 процентов обучающихся из зданий школ с износом 50 процентов и выше в новые школы и обеспечить обучение в одну смену обучающихся 5 - 9 классов, удерживая существующий односменный режим обучения.
    Реализация Программы приведет к тому, что все обучающиеся станут обучаться в одну смену, 100 процентов обучающихся из зданий школ с износом 50 процентов и выше перейдут в новые школы.
    Финансовое обеспечение Программы предусматривается за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) и привлечения внебюджетных источников.

8. Проект приказа Минфина России "Об утверждении Плана счетов казначейского учета и Инструкции по его применению и о внесении изменений в План счетов бюджетного учета и Инструкцию по его применению, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н" (с учетом результатов общественного обсуждения)

9. Приказ Минобрнауки России от 17 апреля 2014 г. № 329 «О внесении изменения в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115»

10. Приказ Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»